Мошкин, А. Насущные задачи школ Мурманской области // Полярная правда. – 1953. – 1 сент.

НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Перед августовскими учительскими со- (С АВГУСТОВСКИХ вещаниями стояла определенная п ясная УЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕЩАНИИ) цель — всесторонне обсудить важнейшие * вопросы, связанные с ; задачами шкал п органов народного образования в своей деятельности. Многого ожидали мы от 1953 - 1954 учебном году в свете реше - 1 доклада заведующего районным отделом на- ний XIX съезда Коммунистической партии родного образования. В этом докладе долж- Советского Союза. Конкретно, на этих со­ вещаниях педагогические работники долж­ ны были получить глубокий анализ рабо­ ты школ л наметить правильные пути улучшения учебно-воспитательной работы в новом учебном году. На основе критики и самокритики участники совещания обя­ заны были вскрыть промахи и недостатки в деятельности педагогических коллекти­ вов и отдельных учителей, в работе орга­ нов народного образования. Каждый учи­ тель надеялся получить ясное пред­ ставление о том, что он должен делать в ■новом учебном году, чтобы не повторить допущенных в прошлом году ошибок и работать лучше. Но для того, чтобы эти совещания дали максимум пользы и разрешили все вопро­ сы, волнующие учителей, к ним надр бы­ ло заблаговременно и серьезно подгото­ виться. Этого по вине Мурманского обла­ стного отдела народного образования и ря­ да городских и районных отделов не было сделано. Поэтому августовские совещания прошли в некоторых районах области на низком организационном и идейном уровне. Особенно плохо прошло совещание учи­ телей в городе Кировскѳ. К нему не было ліюведено совершенно никакой подготовки. Директор Хибинской семилетней школы тов. Гуфьев пишет в своем письме в редак­ цию «Полярной правды»: «Августовское учительское совещание имеет большое значение в жизни педаго­ гических коллективов района. Кащдый учитель, выезжая на совещание, надеялся услышать оценку своей работы и школ района в целом, позаимствовать опыт луч­ ших учителей, чтобы использовать его b J других районах. ны получить отражение задачи, стоящие перед школами и учителями в новом году, он должен вызвать творческое обсужде­ ние всех актуальных вопросов». Далее тов. Гурьев сообщает, что доклад заведующей районо тов. Струниной ока­ зался слабым и не взволновал участников совещания. Поэтому желающих выступить не оказалось.'Пришлось объявить вынуж­ денный перерыв и на ходу «исправлять» то странное положение, в котором ока­ зались и райком партии, и райисполком, п отдел народного образования. Секретарю райкома КПСС тов. Крынкпну ничего не оставалось делать, как собрать в перерыв учнтелей-коммунпстов и призвать пх к активному участию в прениях. Почему же это произошло? Да потому, что облоно провел незначительную органи­ заторскую работу по созыву учительских совещаний, не обязал руководителей район­ ных отделов народного образования тща­ тельно подготовиться к ним и принять все меры к тому, чтобы соответствующая под­ готовка была сделана и в школах. Поль­ зуясь бесконтрольностью со стороны обло- по и Кировского райисполкома, заведую­ щая районо тов. Струнина возвратилась па отпуска за несколько часов до совеща­ ния и выступила с наспех написанным текстом доклада. Поверхностный, изобило­ вавший общими рассуждениями, он не от­ ражал коренных вопросов в деятельности школ района н вызвал у мпогпх учителей недоумение. Не было проведено хорошей подго­ товки к учительским совещаниям в горо­ де Мурманске, в Полярном, Терском и На августовских совещаниях руководи­ тели школ и педагоги поставили перед отделами народного образования, райис­ полкомами и районными комитетами пар­ тии ряд актуальных вопросов, требующих немедленного разрешения. Отмечая недо­ статки, допущенные в прошлом учебном году, анализируя успехи передовых масте­ ров педагогического труда, учителя рас­ сказали о том, как они добиваются претворения в жизнь решений XIX съезда КПСС, какие практические шаги предпри­ нимают для осуществления политехниче­ ского обучения, как борются за система­ тическое и прочное усвоение учащимися основ наук, являющееся обязательным ус­ ловием выполнения задач политехническо­ го обучения. Интересным было выступление на со­ вещании учительницы школы 26 Кан­ далакшского района тов. Ростачевой. Она рассказала, как учащиеся связывают свои знания по биологии с жизнью, с практи­ кой, осветила работу юных натуралистов на пришкольном учебно-опытном участке. Интересен был и рассказ учительницы тов. Дрибенцовой (город Мурманск) об опыте работы с юннатани, о привитии школьникам практических навыков ухода за растениями. Тов. Пяопина изУмбской средней школы сообщила о том, что уча­ щиеся школы, успешно работая на при­ школьном земельном участке, выращивают ягодники и другие растения. В Тернберской средней школе с целью ознакомления учащихся с производствен­ ной деятельностью района были проведены экскурсии учащихся на промысловые суда, в судоремонтные мастерские, на электро­ станцию и другие предприятия. При­ школьный опытный участок позволил ученикам школы ознакомиться с элемен­ тарными основами сельскохозяйственного производства. В этом году ребята посеяли овес, посадили редис, картофель и другие культуры. Об .этом говорилось на учи­ тельском совещании в Терпберке. Другие учителя сообщили, как они в процессе преподавания своего предмета знакомили учащихся с применением физи­ ки, химии, биологии в промышленности п сельском хозяйстве,, о том, что они стали больше уделять внимания проведению ла­ бораторных и практических работ в учеб­ ных кабинетах, шире развернули вноклас- сную работу, связанную с задачами поли­ технического обучения. Много говорилось о том, как прп изучении того пли иного программного материала по физике, хи­ мии, биологии и математике давалось' школьникам представление о современном производстве и его элементах — энерге­ тике, машинах, технологии и организации производства. Перед областным, городскими и район­ ными отделами народного образования стоит серьезная задача — обобщить и рас­ пространить среди всех школ области не­ который опыт по политехнизации препо­ давания, накопленный передовыми учите­ лями, способствовать тому, чтобы в новом учебном году изучение основ наук теснее связывалось с общественно-полезной рабо-f той учащихся, чтобы эта работа была подчинена учебно-воспитательным целям. ' В выступлениях ряда учителей серьез­ ное внимание было уделено преодолению книжно-словесного преподавания, повы­ шению качества урока, всей учебно-воспи­ тательной работы, более тесной связи школы с семьей, организации детского коллектива, деятельности пионерских и комсомольских организаций в школе и т . п. Заведующая начальной базовой школой при Мурманском педагогическом училище тов. Давыдова подробно рассказала о том, как коллектив школы боролся в минув­ шем учебном году за лучшую постановку учебно-воспитательной работы и каких он добился результатов. В частности, она со­ общила, что учителя изучают характер, индивидуальные особенности своих учени­ ков и поддерживают постоянную связь с родителями школьников. Это дает положи­ тельные результаты. Опыт работы коллек­ тива начальной базовой школы г. Мурман­ ска заслуживает глубокого изучения. Директора и учителя ряда школ Мурман­ ска, Кандалакшского и Терского районов обратили внимание учительства на то об­ стоятельство, что многие учителя встре­ чаются с родителями своих учеников тог­ да, когда школьник совершает какой-либо проступок и л и оказывается уже отстаю­ щим. Задача заключается в том, чтобы в новом учебном году изжить такое ненор­ мальное явление. Родители могут оказать большую помощь школе в обучении и вос­ питании того пли иного школьника толь­ ко в том случае, если они не окажутся перед совершившимся фактом, а заблаго­ временно узнают, что их сын или дочь начинают плохо относиться к своим обя­ занностям, становятся на тот путь, кото­ рый не может их повести к хорошему. Именно в этом заключается творческое со­ дружество школы и семьи. / На учительских совещаниях много го­ ворилось о неудовлетворительном руковод­ стве областного, городских и районных отделов народного образования школами. Учительница тов. Синельникова (Терский район) заявила, что одной из причин низ­ кой успеваемости в школах Является то, что руководители облоно и районо мало проявляют заботы о сохранении постоян­ ных кадров учителей. В ряде школ, ска­ зал заведующий учебной частью Кузомен- скои семилетней школы тов. Вортпгел, не имеется преподавателей по важнейшим дисциплинам. Об этом же говорилось и на учительском совещании в городе Киров- ске. Ненормальным является такое положе­ ние, когда учителя до самого начала заня­ тий в школах не знают, где они будут ра­ ботать. Такие факты имеют место в Ки­ ровском районе. Многие отделы народного образования нашей области не осуществляют государ­ ственного контроля над деятельностью школ, плохо анализируют работу учите­ лей, не оказывают педагогам достаточно методической помощи. Некоторые инспек­ тора школ не выполняют своих функций как представители государственного конт- оля за делом народного образования. Тов. артьянов (Полярный район) отметил, что инспектор отдела народного образования тов. Скобелева редко посещала некоторые школы, не могла дать квалифицированной К помощи учителям и поэтому ее появлений в этих школах не могло принести суще­ ственной пользы. • • Не осуществляет достаточного контроля за работой учителей и Тернберский отдел народного образования. Еапример, Еиль- дпнекая начальная школа М 2 в течение всего учебного года ни разу не была про­ инспектирована. Такое положение не мо* жет бытб терпимым в наступившем учеб­ ном году. Некоторые городские и районные отде^ лы народного образования относятся фор­ мально к проверке школ. Например, Хи­ бинская семилетняя школа, кировского района, была подвергнута проверке ин­ спектурой в начале второго полугодия* Носила она поверхностный характер. Пре­ подавание таких предметов, как география, биология, история и иностранный язык, не было проанализировано. Поэтому-то ре­ зультаты такого инспектирования не были значительными. Перед областным, городскими и район­ ными отделами народного образования стоит серьезная задача — установить бо­ лее тесную связь со школами, учитывать нужды и запросы педагогов, считаться с их предложениями и мнениями. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют, неустанную за­ боту о школе, об учителях, о подрастаю­ щем поколении. В ответ на эту заботу педагоги должны ответить самоотвержен­ ным трудом, страстным стремлением сде­ лать все, чтобы в новом учебном году поднять на более высокий уровень всю учебно-воспитательную работу. Школам, органам народного образования обязаны, оказывать систематическую помощь рай­ комы партии, партийные организации. Их задача — направлять деятельность педаго­ гических коллективов, оказывать помощь учителям в повышении идейно-политиче­ ского уровня и педагогического мастер­ ства. Нет сомнения в том, что учителя Мур­ манской области, воодушевленные реше­ ниями пятой сесеци Верховного Совета СССР, успешно справятся со своими зада­ чами в наступившем учебном году, А^МОШКШГ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz