Мошкин, А. Насущные задачи школ Мурманской области // Полярная правда. – 1953. – 1 сент.
НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Перед августовскими учительскими со- (С АВГУСТОВСКИХ вещаниями стояла определенная п ясная УЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕЩАНИИ) цель — всесторонне обсудить важнейшие * вопросы, связанные с ; задачами шкал п органов народного образования в своей деятельности. Многого ожидали мы от 1953 - 1954 учебном году в свете реше - 1 доклада заведующего районным отделом на- ний XIX съезда Коммунистической партии родного образования. В этом докладе долж- Советского Союза. Конкретно, на этих со вещаниях педагогические работники долж ны были получить глубокий анализ рабо ты школ л наметить правильные пути улучшения учебно-воспитательной работы в новом учебном году. На основе критики и самокритики участники совещания обя заны были вскрыть промахи и недостатки в деятельности педагогических коллекти вов и отдельных учителей, в работе орга нов народного образования. Каждый учи тель надеялся получить ясное пред ставление о том, что он должен делать в ■новом учебном году, чтобы не повторить допущенных в прошлом году ошибок и работать лучше. Но для того, чтобы эти совещания дали максимум пользы и разрешили все вопро сы, волнующие учителей, к ним надр бы ло заблаговременно и серьезно подгото виться. Этого по вине Мурманского обла стного отдела народного образования и ря да городских и районных отделов не было сделано. Поэтому августовские совещания прошли в некоторых районах области на низком организационном и идейном уровне. Особенно плохо прошло совещание учи телей в городе Кировскѳ. К нему не было ліюведено совершенно никакой подготовки. Директор Хибинской семилетней школы тов. Гуфьев пишет в своем письме в редак цию «Полярной правды»: «Августовское учительское совещание имеет большое значение в жизни педаго гических коллективов района. Кащдый учитель, выезжая на совещание, надеялся услышать оценку своей работы и школ района в целом, позаимствовать опыт луч ших учителей, чтобы использовать его b J других районах. ны получить отражение задачи, стоящие перед школами и учителями в новом году, он должен вызвать творческое обсужде ние всех актуальных вопросов». Далее тов. Гурьев сообщает, что доклад заведующей районо тов. Струниной ока зался слабым и не взволновал участников совещания. Поэтому желающих выступить не оказалось.'Пришлось объявить вынуж денный перерыв и на ходу «исправлять» то странное положение, в котором ока зались и райком партии, и райисполком, п отдел народного образования. Секретарю райкома КПСС тов. Крынкпну ничего не оставалось делать, как собрать в перерыв учнтелей-коммунпстов и призвать пх к активному участию в прениях. Почему же это произошло? Да потому, что облоно провел незначительную органи заторскую работу по созыву учительских совещаний, не обязал руководителей район ных отделов народного образования тща тельно подготовиться к ним и принять все меры к тому, чтобы соответствующая под готовка была сделана и в школах. Поль зуясь бесконтрольностью со стороны обло- по и Кировского райисполкома, заведую щая районо тов. Струнина возвратилась па отпуска за несколько часов до совеща ния и выступила с наспех написанным текстом доклада. Поверхностный, изобило вавший общими рассуждениями, он не от ражал коренных вопросов в деятельности школ района н вызвал у мпогпх учителей недоумение. Не было проведено хорошей подго товки к учительским совещаниям в горо де Мурманске, в Полярном, Терском и На августовских совещаниях руководи тели школ и педагоги поставили перед отделами народного образования, райис полкомами и районными комитетами пар тии ряд актуальных вопросов, требующих немедленного разрешения. Отмечая недо статки, допущенные в прошлом учебном году, анализируя успехи передовых масте ров педагогического труда, учителя рас сказали о том, как они добиваются претворения в жизнь решений XIX съезда КПСС, какие практические шаги предпри нимают для осуществления политехниче ского обучения, как борются за система тическое и прочное усвоение учащимися основ наук, являющееся обязательным ус ловием выполнения задач политехническо го обучения. Интересным было выступление на со вещании учительницы школы 26 Кан далакшского района тов. Ростачевой. Она рассказала, как учащиеся связывают свои знания по биологии с жизнью, с практи кой, осветила работу юных натуралистов на пришкольном учебно-опытном участке. Интересен был и рассказ учительницы тов. Дрибенцовой (город Мурманск) об опыте работы с юннатани, о привитии школьникам практических навыков ухода за растениями. Тов. Пяопина изУмбской средней школы сообщила о том, что уча щиеся школы, успешно работая на при школьном земельном участке, выращивают ягодники и другие растения. В Тернберской средней школе с целью ознакомления учащихся с производствен ной деятельностью района были проведены экскурсии учащихся на промысловые суда, в судоремонтные мастерские, на электро станцию и другие предприятия. При школьный опытный участок позволил ученикам школы ознакомиться с элемен тарными основами сельскохозяйственного производства. В этом году ребята посеяли овес, посадили редис, картофель и другие культуры. Об .этом говорилось на учи тельском совещании в Терпберке. Другие учителя сообщили, как они в процессе преподавания своего предмета знакомили учащихся с применением физи ки, химии, биологии в промышленности п сельском хозяйстве,, о том, что они стали больше уделять внимания проведению ла бораторных и практических работ в учеб ных кабинетах, шире развернули вноклас- сную работу, связанную с задачами поли технического обучения. Много говорилось о том, как прп изучении того пли иного программного материала по физике, хи мии, биологии и математике давалось' школьникам представление о современном производстве и его элементах — энерге тике, машинах, технологии и организации производства. Перед областным, городскими и район ными отделами народного образования стоит серьезная задача — обобщить и рас пространить среди всех школ области не который опыт по политехнизации препо давания, накопленный передовыми учите лями, способствовать тому, чтобы в новом учебном году изучение основ наук теснее связывалось с общественно-полезной рабо-f той учащихся, чтобы эта работа была подчинена учебно-воспитательным целям. ' В выступлениях ряда учителей серьез ное внимание было уделено преодолению книжно-словесного преподавания, повы шению качества урока, всей учебно-воспи тательной работы, более тесной связи школы с семьей, организации детского коллектива, деятельности пионерских и комсомольских организаций в школе и т . п. Заведующая начальной базовой школой при Мурманском педагогическом училище тов. Давыдова подробно рассказала о том, как коллектив школы боролся в минув шем учебном году за лучшую постановку учебно-воспитательной работы и каких он добился результатов. В частности, она со общила, что учителя изучают характер, индивидуальные особенности своих учени ков и поддерживают постоянную связь с родителями школьников. Это дает положи тельные результаты. Опыт работы коллек тива начальной базовой школы г. Мурман ска заслуживает глубокого изучения. Директора и учителя ряда школ Мурман ска, Кандалакшского и Терского районов обратили внимание учительства на то об стоятельство, что многие учителя встре чаются с родителями своих учеников тог да, когда школьник совершает какой-либо проступок и л и оказывается уже отстаю щим. Задача заключается в том, чтобы в новом учебном году изжить такое ненор мальное явление. Родители могут оказать большую помощь школе в обучении и вос питании того пли иного школьника толь ко в том случае, если они не окажутся перед совершившимся фактом, а заблаго временно узнают, что их сын или дочь начинают плохо относиться к своим обя занностям, становятся на тот путь, кото рый не может их повести к хорошему. Именно в этом заключается творческое со дружество школы и семьи. / На учительских совещаниях много го ворилось о неудовлетворительном руковод стве областного, городских и районных отделов народного образования школами. Учительница тов. Синельникова (Терский район) заявила, что одной из причин низ кой успеваемости в школах Является то, что руководители облоно и районо мало проявляют заботы о сохранении постоян ных кадров учителей. В ряде школ, ска зал заведующий учебной частью Кузомен- скои семилетней школы тов. Вортпгел, не имеется преподавателей по важнейшим дисциплинам. Об этом же говорилось и на учительском совещании в городе Киров- ске. Ненормальным является такое положе ние, когда учителя до самого начала заня тий в школах не знают, где они будут ра ботать. Такие факты имеют место в Ки ровском районе. Многие отделы народного образования нашей области не осуществляют государ ственного контроля над деятельностью школ, плохо анализируют работу учите лей, не оказывают педагогам достаточно методической помощи. Некоторые инспек тора школ не выполняют своих функций как представители государственного конт- оля за делом народного образования. Тов. артьянов (Полярный район) отметил, что инспектор отдела народного образования тов. Скобелева редко посещала некоторые школы, не могла дать квалифицированной К помощи учителям и поэтому ее появлений в этих школах не могло принести суще ственной пользы. • • Не осуществляет достаточного контроля за работой учителей и Тернберский отдел народного образования. Еапример, Еиль- дпнекая начальная школа М 2 в течение всего учебного года ни разу не была про инспектирована. Такое положение не мо* жет бытб терпимым в наступившем учеб ном году. Некоторые городские и районные отде^ лы народного образования относятся фор мально к проверке школ. Например, Хи бинская семилетняя школа, кировского района, была подвергнута проверке ин спектурой в начале второго полугодия* Носила она поверхностный характер. Пре подавание таких предметов, как география, биология, история и иностранный язык, не было проанализировано. Поэтому-то ре зультаты такого инспектирования не были значительными. Перед областным, городскими и район ными отделами народного образования стоит серьезная задача — установить бо лее тесную связь со школами, учитывать нужды и запросы педагогов, считаться с их предложениями и мнениями. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют, неустанную за боту о школе, об учителях, о подрастаю щем поколении. В ответ на эту заботу педагоги должны ответить самоотвержен ным трудом, страстным стремлением сде лать все, чтобы в новом учебном году поднять на более высокий уровень всю учебно-воспитательную работу. Школам, органам народного образования обязаны, оказывать систематическую помощь рай комы партии, партийные организации. Их задача — направлять деятельность педаго гических коллективов, оказывать помощь учителям в повышении идейно-политиче ского уровня и педагогического мастер ства. Нет сомнения в том, что учителя Мур манской области, воодушевленные реше ниями пятой сесеци Верховного Совета СССР, успешно справятся со своими зада чами в наступившем учебном году, А^МОШКШГ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz